HDR и гонка стандартов
Зачем люди покупают HDR-телевизоры и при чём тут Айфоны.
Все производители железок конкурируют между собой: Иксбокс и Плейстейшн уже 20 лет грызутся за право быть лучшей игровой платформой, а о конфликтах Андроида и Айос не знают только ленивые. Эта история о том, как в погоне за цифрами и метриками производители HDR забывают о пользователе. Я два месяца разбирался в стандартах HDR и пользе, которую они приносят, и расскажу, почему HDR вам не нужен.
Дисклеймер
HDR — технология, которая улучшает картинку за счёт увеличения её динамического диапазона. Я говорю об HDR в играх и кино — она обрабатывает движущиеся картинки. Ещё есть HDR для фотографий. Из-за неграмотных маркетологов обе технологии называются одинаково, но работают по-разному.
Железо
Динамический диапазон — это количество оттенков, которые одновременно может отражать дисплей. По умолчанию в последние годы он равен 8 битам. Этого хватает, но современные экраны могут и лучше — поэтому стандарт расширили до 10 бит. Плёночные камеры давно снимают в 14-бит, но пока такое не на чём смотреть.
Вот, как это выглядит: изображение в целом контрастнее и чётче.
В сравнениях производители лукавят — картинку без HDR намеренно ухудшают, но иначе разница не будет видна.
И ещё, для примера
В теории всё хорошо: HDR подходит тем, кто не хочет тратиться на дорогие 4k телевизоры, но хочет улучшить картинку. На самом деле, технология предлагает пользователю неразрешимую дилемму и ставит больше проблем, чем предлагает решений.
Стандарты
Воинствующие стандарты наложили руки и на HDR. Вместо того, чтобы совместно двигать новое железо вперёд, производители матриц для телевизоров решили развивать технологию в две разные стороны. На выходе получилось так:
Долби Вижн | HDR10 | |
бит | 12 | 10 |
цветов | больше | меньше |
внедрить | легче | сложнее |
HDR10 расширяет динамический диапазон с 8 бит до 10. Его легко внедрить и поддерживать, к тому же большая часть современных дисплеев не способна на поддержку больше, чем 10 бит, так что для среднего класса телевизоров и ниже смысла в других технологиях нет.
Долби Вижн — это целый компьютер в каждом пикселе. К каждому кадру технология даёт инструкцию: «перерисуй его так, чтобы было максимально похоже на оригинал». Это сложно внедрить на уровне железа и программы. Простым людям важнее то, что телевизоры с Вижном стоят втрое дороже тех, что с HDR10.
Конкуренция на рынке — это хорошо, но противоборство в форматах ни во что не вырастет. Плейстейшн выбирают ради эксклюзивов, Айфоны — ради стабильной операционной системы. Большинство не увидит разницы между 10 и 12 битами цвета в каждом пикселе.
Ручное включение
Я использую HDR для игр — в конце 2018 купил для этого телевизор с Долби Вижн, а в начале 2020 обновил PS4 на Pro версию, чтобы «тяжёлые» игрались быстрее. С форматами и стандартами разобраться получится, а вот смириться с долгим переключением — нет.
HDR далеко до «горячего» переключения между режимами картинки . Для того, что его включить, понадобится:
- включить игру:
- включить режим HDR на телевизоре;
- включить HDR в настройках телевизора;
- дождаться, пока телевизор выключится и включится с новой картинкой.
На всё уходит 2 минуты. В обратную сторону переключаться столько же. Настраивали HDR-пресет под игру 2 часа? Лучше пройдите её полностью, прежде чем смотреть на этом же телевизоре кино.
Захват
Покупая телевизор с новой фичей невольно обрекаешь себя на то, что делиться красками не выйдет. Скриншоты и ролики на обычных мониторах выглядят слишком блекло
Даже если монитор получателя поддерживает HDR, полной совместимости не выйдет — у разных производителей разные стандарты цветового отображения.
Телевизор c HDR для вас, если
- он покупается только для игры, без переключений между разными режимами картинки;
- изображение с него не нужно транслировать;
- если хочется чего-то лучше FullHD, но на 4k денег нет.
HDR пока недо-стандарт, который излишне усложнили производители. Пока 4k дисплеи не в массовом потреблении, переходить на него смысла нет — лучше потратиться на FullHD телевизор с матрицей получше.